Китай-Непал: логистика на подъёме
Несмотря на протяжённую общую границу, до недавнего времени пути сообщения между Китаем и Непалом были развиты слабо. Высокогорная местность препятствовала сооружению дорог, а взаимный товарооборот был невелик. Третьи страны также предпочитали при экспорте и импорте в Непал использовать южные пути через Индию.
Однако, в последние годы положение стало меняться. Технологии дорожного строительства шагнули вперёд, и теперь горы перестали быть непреодолимой помехой; одновременно с этим, КНР прилагает большие усилия для расширения своего экспорта, и соседний Непал, где крупная промышленность только начала развиваться, является удобным и перспективным рынком сбыта.
На сегодняшний день между Китаем и Непалом действуют 2 пункта пропуска - Татопани и Расувагадхи. Завершается строительство ещё одного - Корала. Полным ходом идут работы по созданию ещё трёх - Киматанка, Олангчунгола и Яри. Помимо самих пунктов пропуска, вблизи границы намечается возведение складов временного хранения (СВХ) и другой таможенно-логистической инфраструктуры.
Таким образом, в ближайшие годы количество погранпереходов - и, соответственно, маршрутов для импорта и экспорта - между КНР и Непалом увеличится в 3 раза. Кроме того, в планах есть и строительство железной дороги Шигадзе - Катманду. В таких условиях не только для самих китайцев, но и для предприятий России, республик Средней Азии и даже стран Восточной Европы может оказаться выгоднее возить товары в Непал (и из него) напрямую сухопутным путём через Китай, а не кружным мультимодальным через Индию.