Лепёшки идут на экспорт
Слово "нан" по-уйгурски значит просто "хлеб". Чаще всего этим словом обозначают круглые лепёшки, испечённые в тандыре. Такие лепёшки часто готовят и в России, особенно в заведениях среднеазиатской кухни.
У нас, как и в республиках Средней Азии, выпечка лепёшек, как правило, осуществляется на небольших, семейных предприятиях; зачастую - прямо дома. Однако, в Китае подошли с размахом и решили поставить их производство на промышленную основу. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) в последние годы был построен ряд крупных хлебозаводов, специализирующихся на выпечке уйгурских национальных лепёшек. Эти предприятия дают работу сотням людей; тяжёлый труд тестомесов тут заменяют автоматические миксеры, а вместо глиняных тандыров, отапливаемых дровами - электрические из нержавеющей стали. Каждый завод ежедневно изготавливает сотни тысяч лепёшек десятков разных видов: больших и маленьких, простых и с начинкой, с маком, пряностями и т. д.
Несмотря на то, что обычно хлебопечение нацелено на местный рынок, в Китае решили этим не ограничиваться, и превратить лепёшки в важный предмет экспорта, а "нан" - во внешнеторговый бренд Уйгурстана. Для этого один из хлебозаводов, производящих лепёшки, был построен в свободной экономической зоне Хоргос - прямо на границе с Казахстаном. Такое расположение позволяет уже через несколько часов после выпечки доставить хлеб до прилавков казахских магазинов.
Разумеется, выход на экспортные рынки предъявляет очень высокие требования к логистике. Хлеб - товар скоропортящийся, а спросом у покупателей пользуется только свежий. Для быстрой доставки и наилучшей сохранности потребовалось внедрить ряд технологических и организационных новшеств - защитную упаковку, оперативную погрузку, ускоренное таможенное оформление, специализированные транспортные средства, поддерживающие нужный температурный режим и влажность.
Теперь, после устранения всех логистических "узких мест", уйгурские лепёшки поставляются из КНР не только в Казахстан, но и в Киргизию, Узбекистан и даже Россию.
Таким образом, китайский Уйгурстан показывает яркий пример того, как, благодаря современным решениям, удаётся сделать успешный экспортный товар даже из такого обыденного и повсеместно изготавливаемого продукта, как хлеб.