+7(499)-686-88-88 

Логистика - сегодня и завтра

На прошлой неделе в московской гостинице «Националь» состоялось важное событие - 14-й ежегодный Форум директоров по логистике. Следует отметить, что представительский состав мероприятия оказался достаточно разнообразным и авторитетным. Присутствовали и непосредственно топ-менеджмент бизнеса по различным отраслям (логистика, производство, дистрибьюция, сфера услуг), и высшие представители государственных структур. Среди прочих активное участие в форуме приняла компания EASTEX.

 

Целью площадки было обеспечение возможности встречи всех заинтересованных лиц для предметного обсуждения состояния отрасли, тенденций, перспектив, а также – рисков и возможностей. 

 

Отправной точкой обсуждения стала экспертная оценка участниками текущего положения дел. В целом, несмотря на ряд недостатков и сложностей, представители согласились, что логистическая отрасль РФ стойко выдержала «удар» санкционной войны. Фактически, не только не состоялось ожидаемого зарубежными недоброжелателями коллапса экономики России, но и почти сразу наметился процесс перехода на новые схемы и принципы работы, который затем лишь укреплялся. В полной мере это коснулось логистической отрасли, где, благодаря совместным усилиям частного бизнеса и государства, удалось вскрыть резервный потенциал, оптимизировать существующие мощности и начать работы по созданию новых – и это всё параллельно с переадресацией основных каналов поставки ТМЦ с привычных на совершенно новые и незнакомые. 

 

Так, например, активно идёт работа по развитию новых транспортных коридоров: благодаря амбициозным государственным программам поддержки создаются новые инфраструктурные объекты (мосты, пункты пропуска, порты и логистические узлы. Чего стоят только колоссальные по масштабу проекты развития «Восточного полигона», в рамках которого в ближайшие годы существенно преобразится логистическая инфраструктура всего Дальнего Востока, а также «Северный морской путь», могущий стать не только сезонной альтернативой пути через Суэцкий канал для грузопотоков между Западом и Востоком, но и облегчить снабжение северных регионов России. 

 

Также сейчас активно ведётся работа по развитию международных соглашений, созданию новых и расширению имеющихся транспортных коридоров. Наиболее заметна эта проводимая работа в Монголии и Казахстане, где в результате усилий представителей государственных комиссий достигнуты важные договорённости, намечены планы действий и даже развёрнуто строительство.

 

Выступающие были единодушны в оценках негативного влияния санкционных действий, запущенных в отношении РФ и Беларуси рядом западных стран. Введённые ограничения обнажили болезненную зависимость нашей экономики от внешних поставок, приведя к дефициту машинного и производственного парка, кризису ИТ инфраструктуры и ПО, недостаткам запчастей, расходных материалов и комплектующих. Отключение же резидентов РФ от возможностей использования международными сервисами (как финансовыми, так и иными) лишь дополнительно усугубило ситуацию. В итоге государству и бизнесу пришлось оперативно изыскивать резервы для сохранения ситуации и создавать альтернативные каналы поставок, национальные сервисы и многое иное – и, как показывает практика, мы значительно преуспели в этом, не только обеспечив сохранение стабильности российской экономики, но даже и сохранив тенденцию к росту. Так, например, ряд экспертов высказал прогноз по ожидаемому росту рынка в целом на 20-25% в стоимостном выражении, а по ряду отдельных отраслей – до 50%.

 

Также в рамках мероприятия подняли важный для отрасли вопрос дефицита подготовленных кадров. Проблема эта характеризуется как достаточно сложная, неоднозначная и не имеющая простого варианта решения. Отток кадров был вызван как привлечением работников отрасли к участию в проводимой СВО в рамках частичной мобилизации или в качестве добровольцев, так и отъездом части граждан за пределы РФ. Товарный дефицит в сочетании с курсовой политикой и инфляцией также способствовали снижению конкурентности прежних показателей заработной платы в отрасли. Неизбежно сочетание факторов вызвало рост заработной платы, а, следовательно, издержек участников отрасли и тарифов для пользователей услуг.

 

Далее, закончив с обсуждением текущего состояния отрасли и негативных факторов, участники перешли к перспективам и возможностям. В целом стороны выразили единодушную позицию, характеризующую перспективы достаточно оптимистично. Так, например, уход с рынка ряда иностранных компаний воспринимается как окно возможностей и перспектива для отечественного бизнеса по развитию, расширению и росту в рамках открывшихся сегментов. И это касается не только производства, но логистики напрямую (как части сферы услуг).

 

Ряд представителей бизнеса выступили с амбициозной оценкой, фактически, рассматривая сложившуюся на сегодняшний момент ситуацию в отрасли как возможность получения ценного опыта работы в экстремальных условиях, что в последствии может быть использовано в качестве конкурентного преимущества как при работе на территории РФ, так и в рамках ВЭД.

 

Для прошедшего форума были свойственны деловая обстановка и дружеский, открытый характер обсуждений, в рамках которых обсуждались любые острые вопросы. Здесь представители частного капитала и государства смогли прояснить свои позиции, узнать позиции партнёров и прояснить взаимопонимание с целью улучшения дальнейшего взаимодействий. Можно ожидать, что, на основании достигнутых договорённостей, уже в скором времени сферу логистики ждут позитивные изменения.