Приморье развивает международный транзит
Северо-Восток (Маньчжурия) издавна являлся одной из самых экономически развитых областей Китая. Этому способствовали как природные условия - обилие полезных ископаемых (каменного угля, нефти, руд, графита и др.), гидроэнергетических ресурсов, леса и т. п., так и исторические обстоятельства – во времена маньчжурской Цинской династии Маньчжурия являлась привелегированной частью страны, а в дальнейшем японская оккупация, несмотря на все притеснения, позволила хозяйству избежать разрушений гражданской войны, которой тогда был охвачен остальной Китай.
Сейчас северо-восток – это провинции Хэйлунцзян и Гирин с общим населением свыше 60 миллионов человек и такими крупными промышленными центрами как Харбин, Муданьцзян, Цзямусы, Дацин и другие.
В последнее время, в связи с созданием в Китае ориентированной на внешние рынки экономики, северо-восточные области стали отставать в своём развитии от восточных и южных. Длинный путь до портов центрального Китая существенно ограничивал экспортные возможности здешних предприятий, а спрос на китайские товары в приграничных районах России, Монголии и Северной Кореи не мог удовлетворить их сбытовые потребности. Доля региона в промышленном производстве Китая за годы реформ сократилась с 17% до 9%. Многие предприятия, особенно государственные, построенные в 60-70 годы, закрылись, а население стало массово переезжать в казавшиеся более перспективными приморские города.
Особенно невыгодно географическое положение Маньчжурии оказывалось при работе с Японией, многие предприятия которой имеют производственные площадки в Китае. Если посмотреть на карту – то видно, что кратчайший путь из северо-восточного Китая в Японию идёт через территорию российского Приморья. Но кратчайший – не обязательно означает самый быстрый и выгодный: несмотря на наличие железнодорожного сообщения, необходимость дополнительного пересечения государственной границы и связанные с этим сложности и затраты до недавнего времени делали подобный прямой маршрут экономически нецелесообразным. Грузовладельцы северо-восточного Китая и Японии были вынуждены использовать для перевозок кружной путь через порты Центрального и Южного Китая. То же относилось и к поставкам иностранного сырья на заводы Северо-Востока.
Однако, происходящее в последние годы упрощение таможенного администрирования в России, наряду с совершенствованием железнодорожной инфраструктуры, изменили положение дел. Созданы и действуют транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-1», соединяющие северо-восточные провинции Китая дальневосточными портами России и позволяющие сократить сухопутный путь более чем на 800 км по сравнению со старым маршрутом через порт Далянь. Морское плечо до Японии также существенно укорачивается. Напомним, что основное направление «Приморья-1» - из провинции Хэйлунцзян через погранпереход Суйфэньхэ-Гродеково в порты Владивосток, Восточный и Находку; направление «Приморья-2» - из Яньбянь-Корейского автономного округа (где находится свободная экономическая зона) через Хуньчун и Краскино в порты Славянка, Зарубино и Посьет.
Впрочем, до последнего времени развитие данных коридоров проходило недостаточно быстрыми темпами. Причин тому несколько - с одной стороны, пропускные возможности российских портов и подъездных путей к ним ограничены, и их заметное увеличение требует существенных затрат; с другой – китайские портовые операторы косо смотрят на то, что грузопотоки уходят к соседям, и всеми силами стараются удержать клиентов. Вместе с тем, опыт России, имеющей собственные порты на Балтийском море, но, тем не менее, широко и успешно использующей для перевалки своих грузов порты Финляндии и Прибалтийских республик, говорит о том, что подобное взаимодействие между странами вполне может быть перспективным и взаимовыгодным .
Как ожидается, новым толчком развитию коридоров «Приморье-1» и «Приморье-1», послужит визит председателя правительства РФ Д.А. Медведева в КНР, предстоящий в декабре этого года. Как сообщил сегодня в ходе совещания в Приморье министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, расширение транзитного грузопотока будет одной из основных тем этой поездки. В её рамках планируется подписание соответствующего соглашения, которое позволит в десятилетнем горизонте (к 2025 году) увеличить совокупный поток транзитных грузов по двум маршрутам по 170 миллионов тонн (для сравнения отметим, что на сегодняшний день общий грузооборот всех портов Приморья составляет примерно 102 млн тонн). В перспективе транспортные коридоры будут продлены до Монголии (в рамках Туманганской инициативы), предоставляя монгольским экспортёрам и импортёрам удобный выход к морю.
Полная реализация транзитного потенциала Приморского края обеспечит рабочими местами десятки тысяч жителей и создаст благоприятную обстановку для логистической отрасли и местного бизнеса в целом.