Китайский ответ на превращение Владивостока в открытый порт - конкуренция или партнерство?
В ответ на инициативу по превращения Владивостока в свободный порт Китай упрощает таможенный режим на приграничных с Россией территориях. Эксперты четко увязывают эти два действия как причину и следствие, однако расходятся в оценках того для чего это было сделано. Играет ли Китай как конкурент или открывает двери для сотрудничества со своей стороны?
Для начала немного деталей: основная цель превращения Владивостока в свободный порт – это именно развитие возможностей по торговле и взаимодействию со странами АТР, а также создание в регионе новых производств на базе современных технологий. Закон предусматривает упрощение таможенных процедур в порту и сокращение вследствие этого времени пребывания товаров в порту. Также предусмотрены различные налоговые льготы и послабления и упрощенная процедура получения виз для иностранцев.
Что касается вышеобозначенных ответных действий Китая: главное управление таможни КНР объявило, что с 1 мая на пограничных с Россией таможенных пропусках Харбина, Даляна, Шэньяна, Чанчуня, Хох-хота и Манчжурии процедуры таможенного оформления будут заметно упрощены, а компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, получать больше прав и возможностей. Так, например, они смогут самостоятельно выбирать место для подачи декларации и порт для оформления декларации.
Заместитель председателя Законодательного собрания Приморского края Джамбулат Текиев считает, что опасаться здесь нечего и ответное нововведение пойдет лишь на пользу взаимной торговле: «Безусловно, принятие Китаем таких мер после инициативы о реализации свободного порта в Приморье - это звенья одной цепи. Ведь свободный порт реализуется для развития приграничных отношений наших стран и, в целом, для возможности использования таможенных преференций, развития бизнеса на территории. Надо не забывать и о международных транспортных коридорах "Приморье-1" и "Приморье-2", модернизация которых, в конечном итоге, поможет упростить все фискальные процедуры на границах с обеих сторон. Все эти проекты и инициативы позволят бизнесу двух стран более успешно развиваться и строить нормальные логистические схемы для движения грузов. Поэтому я думаю, что это будет правильно». Также он считает, что нам следует перенять положительный опыт Китая по созданию различных свободных зон – там есть много удачных решений и отработанных практик, которые пригодятся и при подготовке законодательной базы для СПВ.
Алексей Тимченко, налоговый консультант, руководитель компании "Тим-Групп", сопредседатель регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" также оценивает ответные действия Китая положительно. Ведь для создания надлежащей инфраструктуры во Владивостоке нам понадобятся в первую очередь китайские технологии и оборудование. Что же касается возможной конкуренции – Китай вряд ли пытается перекрыть поток инвестиций в Россию. Его собственные свободные зоны традиционно вызывают интерес инвесторов разных стран и давно успешно работают: «Китайская сторона сама готова инвестировать, в том числе и в свободный порт Владивостока. Скорее, здесь они нам больше как партнеры, чем конкуренты».