Производственный контроль в Китае
Производственный контроль в Китае
Перед каждой компанией инициирующей организацию производства своих товаров в Китае сразу же встает вопрос контроля. Кто, как, в какой форме и с какой степенью детализации будет следить за процессом и финальным результатом на месте в КНР? Другими словами весь комплекс этих вопросов можно сформулировать следующим образом: как Ваш отдел закупок будет интегрирован с производителем в Китае.
Необходимость производственного контроля в Китае
- Один из видов – это дистанционный контроль («выездной офис»). Здесь вся координация ведется посредством переписки, звонков по телефону, скайпу и – при решении ключевых моментов - командировок. В такой форме работу с Китаем успешно ведут многие российские компании. Но возможны и отрицательные последствия – если это не соответствует специфике Вашего бизнеса и ситуации на рынке. Например, некоторые компании, тратя большую часть своего времени на непрофильную деятельность в Китае, теряли тем временем рынок и клиентов в России.
- Для решения ограниченного круга задач в Китае можно привлечь фрилансера. Этот человек постоянно находится на месте, представляет Ваши интересы в общем виде и выполняет задания от Вашего имени. Однако, предлагаем задуматься – насколько амбициозны планы Вашей компании, реально ли одному человеку координировать проекты такого масштаба, и как отразится на них возможный уход фрилансера или утечка информации с его стороны. Например, в декабре 2013 в связи с резко ухудшившейся экологической обстановкой в Шанхае многие фрилансеры покинули город на внеплановые каникулы.
- Для решения задач на более постоянной и надежной основе можно выбрать работу с сервисной компанией. В интернете есть огромное количество одинаковых по сути предложений широчайшего спектра: от переводов на китайский до выработки стратегии. Вероятно, среди этих компаний есть те, кто действительно качественно выполняет свою работу, но здесь важно понимать, что сервисная компания в лучшем случае отвечает только за свои услуги и ограничивается их рамками, если же что-то пойдет не так - на кону будут Ваши собственные финансовые средства.
Специфика контроля китайских производителей при реализации крупных проектов
- Хороший вариант взаимодействия – это система контрактов на поставку, но она не может быть полностью самодостаточной и применяется, как правило, в комбинации с другими методами. Обычно этот подход используют крупные международные компании, которые обладают собственным штатом юристов и могут детально прописать в контракте буквально каждый аспект взаимодействия. Но определенные трудности могут возникнуть и здесь: такая система работает только если контракт подписан на взаимовыгодных условиях, если же сделка невыгодна одной из сторон, то ущемленная сторона будет искать способ обойти контракт или вовсе откажется от подписания. Кроме того при судебных разбирательствах между китайскими и международными компаниями прослеживается тенденция к решению дел в пользу местных предприятий.
- Одна из самых зрелых форм представления своего отдела закупок в Китае – это генеральный поставщик. Используется как один из способов снять с себя задачи, в которых Вы не вполне компетентны и которые выгоднее доверить одному специализированному консолидатору. Тем временем Ваша компания сможет сконцентрироваться на развитии своих непосредственных сильных сторон (привлечение клиентов, построение каналов продаж и тп). Роль генерального поставщика могут исполнять разные игроки: непосредственно сам завод, экспортная компания в Китае или импортер в России. С точки зрения финансовых рисков важное отличие генерального поставщика от сервисной компании заключается в том, что первый несет ответственность за все свои действия и решения в денежном эквиваленте.
- Если же Ваша деятельность в Китае носит стратегический характер, предполагает управление ценностями компании, прямой контроль над всеми процессами, сохранение целостности структур в России и в Китае - одним словом Вы не готовы доверить ее третьим лицам – то лучше организовать собственное представительство. Именно эта форма обеспечивает максимально точное выполнение стратегии компании, но только в том случае когда работа представительства организована правильно и в полной мере. Стоит также учесть, что эта форма может оказаться крайне ресурсозатратной - к примеру, OBI держит в Китае штат порядка 200 продуктовых менеджеров.
- В то же время, сейчас появились новые формы присутствия в Китае – например, «офис в аренду» - когда Вы можете прислать 1-2 своих специалистов в Китай на время и «подключить» их к готовой инфраструктуре и сформированному штату маркетологов, переговорщиков, продакт-менеджеров и прочих экспертов, пользуясь их услугами в нужном Вам объеме и не вникая в проблемы найма, обучения и мотивации.
- И в завершение упомянем участие в производстве – самый сложный и самый простой вариант одновременно. Сложным он будет в том случае, если Вы намерены полностью все контролировать и участвовать в каждодневной работе завода. Простой вариант - выкупить часть акций предприятия и, не участвуя в управлении, получать дивиденды от его деятельности, а также лоббировать свои интересы в поставках.