Внедрение сборов за пользование большегрузным автотранспортом на дорогах должно сопровождаться прозрачной системой весового контроля
Участники рынка, включая владельцев большегрузного автотранспорта, согласились на введение платы за пользование федеральными трассами для грузовиков весом более 12 тонн, которая вводится с целью компенсировать ущерб причиняемый тяжелыми грузовиками дорожному полотну.
С одной стороны, если говорить о малом и среднем бизнесе – введение подобных сборов может оказаться лишним бременем, особенно в кризисный период. Высказывались также мнения, что это в конечном итоге приведет к росту стоимости потребительских товаров. Однако, всесторонний анализ показал, что роста цен на потребительские товары в результате введения сбора за 12-тонные машины не последует: во-первых, это не так уж серьезно сказывается на общей стоимости перевозки, во-вторых, большая часть 12-тонных грузовиков перевозит товары не имеющие отношения к потребительским группам.
Участники дискуссии, впрочем, согласились и с тем, что решать назревшую ситуацию тем или иным образом просто необходимо – ведь существующие на сегодняшний день автотрассы строились по ГОСТам 70-80-х годов, с учетом нагрузки до 5 тонн на ось. Теперь же, с появлением куда более тяжеловесных грузовиков, дороги быстро изнашиваются, так как не были рассчитаны на такие нагрузки. Очевидно и то, что большегрузный 12-тонный транспорт наносит дорожному полотну куда больший ущерб, нежели легковой, от последствий же страдаю все, включая и владельцев личных автомобилей. Соответственно солидарная ответственность грузоотправители и перевозчика за перегруз – это честное и логичное решение, тем более, что подобные сборы давно существуют в странах Европы и обкатаны на практике.
Помимо поддержания дорог в более работоспособном состоянии в обсуждаемом проекте есть и другие плюсы. Введение системы сборов за перевес будет подталкивать к более широкому использованию мелкогабаритных перевозчиков, что одновременно ведет и к развитию складской инфраструктуры. Мелкие же перевозчики с лимитированным автопарком получат возможность конкурировать с гигантами отрасли.
Единственное опасение, которое остается у транспортников, в целом согласных с инициативой, заключается в том как это все будет применяться на практике. Прежде всего, из системы должен быть исключен любой коррупционный компонент, то есть нужен абсолютно прозрачный весовой контроль. Это подразумевает создание как минимум 400 автоматизированных весов на федеральных трассах, а также переход на электронное взаимодействие между субъектами федерации и учреждения Росавтодора.
Внедрение на практике платы за большегрузы является одним из важных пунктов стратегии развития транспорта до 2030 года, которая в свою очередь преследует цель удвоения темпов дорожного строительства уже к 2020-му.