Женщины играют такую же важную роль в развитии электронной торговли в Китае как и мужчины
По статистике прошлого года более половины магазинов на платформах Taobao и Tmall – крупнейших в Китае – принадлежат женщинам. А объем транзакций за покупки в интернет-магазинах созданных женщинами составил 46% от общего по рынку электронной торговли. Такие данные предоставило агентство AliResearch, аффилированное с Alibaba Group Holding, куда в свою очередь входят и сами системы Taobao и Tmall.
«В процессе того как Китай переходит от непосредственно ручного труда к экономике с доминирующим сектором услуг, женщины обладающие особой проницательностью в отношении внешних связей с другими странами будут становиться все более важными участниками экономического развития Китая», - считает Ши Дунвэй, вице-президент группы Alibaba.
Доклад «Женщины в эру интернет-плюс» был опубликован по время первой глобальной конференции от компании Alibaba посвященной женскому предпринимательству, которая прошла в Ханьчжоу, провинция Чжецзяню Сам термин «интернет-плюс» равно как и одноименная концепции был введен в оборот премьером страны Ли Кэцяном в марте в его отчете о работе Правительства.
Доклад свидетельствует о том, что женщины постепенно начинают проникать в те сектора экономики, в которых ранее доминировали мужчины. Происходит это во многом благодаря росту доли сектора услуг в экономике в целом.
Так, например, в 2005 году менее 25% магазинов имеющих отношение к продуктам сферы digital управлялись женщинами, а в 2014 году эта цифра уже превысила 35%.
Аналитики также установили, что одежда, обувь и сумки – это самые популярные категории товаров среди женщин-предпринимателей, начинающих проекты в сфере интернет-коммерции в Китае. Интересно сравнить эти предпочтения с другими странами – так, согласно исследованию проведенному PayPal Inc в нескольких странах стартапы под женским управлением в СГА концентрируются на услугах консалтинга, а во Франции – на секторах здоровья и красоты.
Если говорить о распределении доли женщин-предпринимателей в рамках Китая, то они наиболее активны в таких провинциях как Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин.
Ши Дунвэй говорит, что «глядя на то, как приграничная интернет-торговля набирает обороты, многие женщины-предприниматели из Гонконга и Тайваня также открывают магазины online торговли для продажи товаров на материк».
Но помимо возможностей интернет-торговля несет и ряд трудностей. «Для женщин все труднее становиться создание стартапов связанных с технологическими продуктами, в связи с тем, что в этом секторе сами товары должны обновляться очень быстро,» - говорит Лиу Цсинг, президент компании по вызовы такси Didi Kuaidi Dache.
«Осложняет проблему и то, что женщинам необходимо находить баланс между их работой и личной жизнью. То есть, я хочу сказать, что начиная свой бизнес, женщины всегда работают «на износ».
Мэгги Ву, директор по финансам группы Alibaba согласна с таким мнением. Она вспоминает, как во время своей беременности просила лечащего врача ускорить дату родов, потому что ожидаемый день совпадал с важной для компании датой по объявлению суммы валовой выручки и конференцией с аналитиками.
Рута Айдис, старший научный сотрудник американского института George Mason University изучающая проблемы женского предпринимательства отмечает, что в Китае женщины открывающие свой бизнес сталкиваются с теми же проблемами что и везде. Основная – это дискриминация.